Юзабилити — качественная оценка

В прошлом посте, я рассказал как измерять юзабилити. К сожалению на меня свалилась туча процессов, и у меня просто не оставалось творческих сил, но вот они нашлись, и это самое время перейти к главному. А именно к качественной оценке юзабилити. Согласитесь, пользуясь недавней аналогией, вы можете сколько угодно сравнивать количественные характеристики манипуляторов JCB с Caterpillar, но если вам надо достать сковороду из духовки — ваши количественные измерения обладают нулевое полезностью.

Итак, качественная оценка юзабилити интерфейсов.

Сегодня мы рассмотрим группу методов, которые вы можете делать сами, не привлекая посторонних. Начнём с сознательного прохождения интерфейса, также известного как cognitive walkthrought. Прежде чем приступать к сознательному прохождению следует чётко обозначить следующее:

  • описание, а лучше прототип интерфейса, хотя бы на листе бумаги
  • обозначенное целевое действие, например вход в систему, проверка остатка на счёте, выяснение объёма памяти у вот этого тоненького ультрабука, подтверждение регистрации на рейс и т.п.
  • список действий, необходимых для достижения цели
  • Очень усреднённый портрет вашего пользователя, вы должны понимать кто будет пользоваться вашим продуктом, учитывать их ментальные привычки

После того как готов прототип можете приступать к выполнению целевого действия. В этом вам помогут 10 эвристик разработанные Якобом Нилсеном в 1990(да шеф, это было так давно, а воз и ныне там!) году:

  1. Пользователь всегда должен понимать что происходит в системе системе. Да, это не про продукты Мелкомягких_)
  2. Система должна соответствовать реальному миру. Т.е. вы должны говорить с пользователем на знакомом ему языке, понятными ему фразами. Никакого системного жаргона.
  3. У пользователя всегда должна быть свобода отменить свои действия. Если вы в какой-то момент предоставляете возможность пользователю зайти в систему, у него должна быть возможность отказаться от входа в процессе.
  4. Следуйте общим принципам системы. Если в одном месте у вас подчеркнутое слово означает просто подчёркнутое слово, а в другом ссылку на другую страницу — пользователь схватит когнитивный диссонанс и уйдёт из вашей системы. Люди не любят когнитивные диссонансы.
  5.  Если есть возможность предотвратить ошибки пользователя, старайтесь ненавязчиво ему на них указать с тем чтобы он и исправил. Вводят электронный адрес через 2, подсветите желтеньким, с всплывающей подсказкой, что возможно некорректный адрес.
  6. Минимизируйте нагрузку на пользовательскую память. Пользователь должен узнавать, а не вспоминать ваш интерфейс.
  7. Делайте сокращения для повторяющихся действий. Те, кто уже не первый раз пользуется вашей системой, должны иметь возможность выполнять целевые действия быстрее
  8. Эстетичный минимализм. О да, все наверное видели товарные страницы интернет магазинов, в которых помимо кнопки «в корзину», есть ещё популярные товары внизу, с этим товаром часто покупают справа, а еще вам могли бы быть интересны слева, и конечно не забудем всплывающий в пол-экрана баннер онлайн-консультанта.
  9. Если пользователь таки допускаем ошибку — объясняйте ему на его языке, в чём она, сразу на ум приходят SSL предупреждения. Хрен поймёшь в чём там дело без поллитры.
  10. документируйте  вашу систему. Если вас таки угораздило создать интерфейс, который так вот просто не освоить, то обеспечьте хотя бы наглядный пример как ей пользоваться. Все кто использовал например церебро, поймут о чём это Я)

В принципе если уже это вы будете держать в голове, будет хорошо. В следующих статьях я расскажу о таких штуках как контролируемые эксперименты и юзабилити стади.