Юзабилити — что за зверь и с чем его готовить и есть?

Что такое юзабилити?

Поскольку Я не могу избавиться от некоторое время назад приобретенной привычки, прокачивать не только мышцы, но и ментальные мускулы, Я естественно записался в школу Вэб-мастеров Яндекса. И вот не так давно там была лекция про Юзабилити. Слово очень модное, и я бы сказал горячее. Когда начинаешь втирать клиенту про юзабилити его сайта, чаще всего у клиента мозг отключается, и он начинает смотреть на тебя, как на инопланетянина. Так что, давайте разберемся, что же это за юзабилити такое, благо слово не русское и односложного эквивалента в русском языке найти не представляется возможным.

Как говорит нам Алексей Иванов: Юзабилити — удобство сайта для посетителя при достижении определенных целей. Собственно лишних букавок тут нет, и на этом утверждении вполне можно остановится. И к слову сказать оно подходит не только для сайтов, но и вообще для всех систем взаимодействия человека с компьютером. Сайт есть интерфейс, интерфейс — это то, по средствам чего, человек выполняет определённые задачи с помощью компьютера. А юзабилити — это характеристика того, как хорошо интерфейс обеспечивает взаимодействие человека и компьютера.

Не стоит думать что интерфейс только компьютерное слово. Приборная панель, штурвал, педали — тоже интерфейс. Ручки на плите — туда же. Кран с букавками  Х и Г — тоже интерфейс между человеком и водопроводом. Ручка сковородки — тоже интерфейс. Т.е. интерфейсы всюду. Буквально. Поэтому понимание того что такое юзабилити, абсолютно критично для любого дизайнера. Поэтому надо стремится всяческий улучшить юзабилити, и вот тут стоит вопрос, который в школе Яндекса, не очень то и освещён был.

Как измерить юзабилити?

Как только мы можем что-то измерить, мы получаем циферку, как только мы получаем цифру, у нас появляется чётки критерий того, что мы сделали лучше или хуже. Итак, в чём же мерить юзабилити? Существует 5 количественных характеристик юзабилити:

  1. Скорость
  2. Эффективность
  3. Обучаемость
  4. Запоминаемость
  5. Пользовательские предпочтения

Хорошее юзабилити может быть когда некоторые из этих характеристик не такие уж выдающиеся, и приходится идти на компромисс, но в идеале все 5 должны быть на уровне. Подробнее о каждой из характеристик:

Скорость говорит нам о том как быстро человек справляется с поставленной задачей, будь то находит ответ на свой вопрос, заполняет форму или что-угодно-еще. Это тот случай когда скорость измеряется в секундах, а не в метрах в секунду. При замере скорости мы пренебрегаем ошибками человека.

Эффективность говорит нам о том как много ошибок допускает человек выполняя требуемое действие. Измеряем циферками на человека, в идеале должен быть 0, но при достаточном размере аудитории, это далеко не всегда так.

Обучаемость является продолжением эффективности и говорит нам о том как быстро человек обучается использовать систему. Можно мерить например сокращением времени выполнения в 2 раза, с какой-то попытки взаимодействия с системой.

Запоминаемость — продолжает обучаемость, и говорит нам о том, что вот человек пользовался нашей системой некоторое время каждый день, а потом взял и уехал например в отпуск на месяц-два. Как изменится его время выполнения действия спустя этот отрезок времени?

Пользовательские предпочтения — это та часть где начинается самое интересное, система может быть быстрее и эффективнее, но не нравится большей части пользователей. И тут неизбежны компромиссы. Меряем, прозрачно, в процентах.

Успехов в исследовании и улучшении юзабилити ваших проектов, если вдруг делать самостоятельно всё некогда, или лениво — всегда можно дёрнуть меня, весьма вероятно, что мне станет интересно.